Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 21.09.2019, 22:44

МБДОУ детский сад №9 "Ивушка" поселка Мостовского

Закладки
Block content
Меню сайта
Друзья сайта
  • Российское образование: федеральный портал
  • Районное управление образованием администрации муниципального образования Мостовский район
  • Все для детского сада
  • Детский доктор
  • Официальный блог
  • Ваше мнение:
    Чем бы Вы пополнили информационный блок для родителей?
    Всего ответов: 11
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Экологическая тропа

     

                                                    КАК  МЫ  СОЗДАВАЛИ СВОЮ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ТРОПИНКУ

    В настоящее время  в дошкольных учебных заведениях проходит экологизация развивающей  предметной среды, создаются ее новые элементы  как внутри детского сада, так и на его территории. Данный процесс способствует реализации системы экологического образования в дошкольных учреждениях, открывает новые возможности для работы воспитателей и специалистов. Не остался в стороне от этого процесса и наш детский сад.  С организацией  экологической тропы –   специально оборудованного учебного  маршрута  на природе, открылись возможности использования интересных и разнообразных форм работы с дошкольниками, позволяющими решать задачи экологического воспитания  в процессе непосредственного  общения ребенка  с ближайшим природным окружением. Экологические тропин­ки выполняют следующие функции:

    -познавательную,

    -развивающую,

    -эстетическую,

    -оздоровительную

    Значение  тропинки разнообразно:

    Проведение  воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

    Просветительская работа  с сотрудниками дошкольных учреждений и родителями детей.

    Можно выделить два основных типа экологиче­ских тропинок:

    - на территории дошкольного учреждения;

    - в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк), у нас – это парк.

    При организации экологической тропинки мы учитывали основные критерии выбора маршрута и объек­тов экологической тропы — включение в нее как можно большего количества разнообраз­ных и привлекающих внимание ребенка объек­тов, их доступность для дошкольников. В каче­стве объектов экологической тропинки выбирали различные виды как дикорасту­щих, так и культурных растений (деревьев, кустарников), мхи, грибы на живых или мертвых деревьях, старые пни, гнезда птиц на деревьях, клумбы, цветники, отдельно цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков – солдатиков), небольшие искусственные водоемы, огород, Взаимодействие человека с природой на нашей экологической тропинке показано на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц.

    Этапы создания экологической тропинки:

    При организации тропинке мы определили следующую последовательность:

    1.Детальное  обследование территории и выделение наиболее интересных объектов.

    2.Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех объектов /в виде  кружочков с цифрами и рисунков- символов/.

    3.Составление  картосхемы разного назначения:

    - в помощь  воспитателям;

    - и для детей.

    Картосхемы  для детей содержат небольшое количество информации в виде понятных  для ребенка объектов, стрелок, указывающих  маршрут движения. Чем меньше возраст детей, тем лаконичней должна быть схема. Для малышей сделаны крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов: нарисованная в кружочке бабочка, яркий цветок, дерево и  все эти рисунки соединяются линией - дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другому.

    4.Выбор вместе с детьми «Хозяина» тропинки – сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания, и приглашать их в гости.

    5.Фотографирование  объектов и описание всех точек по схеме.

    6.Оформление альбомов, Книги жалоб природы, изготовление  табличек  с рисунками, надписями для видовых точек.

    7.Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.

    8.Оформление тропы и изготовление  элементарного оборудования  для организации  занятий, игр, проведений опытов и наблюдений.

    Действия по созданию экологической тропинки.

    Создавая экологическую тропинку на территории сада, мы помнили правило, что экологическая тропинка — это не ухоженная клумба. Для создания тропинки мы использовали старые деревья, пни, замысловатые коряги, которые служить точками для интереснейших наблюдений.

    В состав видовых точек экологической тропинки мы включили те объ­екты, которые уже были на нашей территории, а в дальнейшем, когда появлялась возможность, дополняли тропинку новыми точками. Эта работа продолжается и в настоящее время. Так, например, из-за отсутствия площадки для наблюдения за ветром, выпадением осадков, состоянием погоды - мы решили организовать работу по её созданию. Одновременно видоизменяется остановка «Поляна сказок». На первом этапе  создания тропинки мы провели  обследование  территории и выделили  будущие видовые точки.

    В качестве видовых то­чек, прежде всего, выбирали деревья, кустар­ники разных пород, разного возраста, причудливой формы. Обращали внимание  на места, на которых рядом растут дерево, кустарник, травы и мхи, ведь, сравни­вая их, можно наглядно показать отличия раз­ных жизненных форм растений.

    Старые пни, покрытые мхами, лишайниками, бревна, под которыми найдут прибежище мно­гие насекомые, улитки были выбраны объектами для наблю­дений по блокам «Почва», «Растения», «Насекомые».

         В со­став   растений  тропинки были выбраны: 

          расте­ния-часы 

    «Цветочные часы»,  как известно, многие растения засыпают и   просыпаются в строго определенное время суток. Это такие растения как одуванчики, мать-и-мачеха, ноготки, цикорий, портулак. Так, раскрывшиеся ноготки будут указывать на 9 часов утра, а закрыв­шая цветок мать-и-мачеха - на 17 часов.

    растения-барометры

    «Цветочные барометры», которые  помогают предсказать предстоящую погоду наблюдения, проведенные за  растениями барометрами: кислица, фиалка, календула перед непогодой за­крывают цветки. Такие деревья, как клен перед дождем «плачет» (в месте прикрепления черешков листьев к веткам появляются капельки жидкости). Сосновые шишки позволяют достаточно точно пред­сказать, сырой или сухой будет погода в ближайшее время. Если влажность минимальная, они подсыхают и раскрываются; во влажные же периоды впитывают водяные пары и плотно закрывают чешуйки.

    Красиво цветущие растения подо­брали  таким   образом,   чтобы   создать   клумбу  «непрерывного цветения». 

    На территории детского сада имеется участок с дикорастущей растительностью, ко­торый так же вошел  в состав тропинки как один из видовых точек. На примере сорных видов можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщест­ва. С этой же целью на тропинке были оставлены небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с мало нарушенными, на­глядно показываем  детям, как изменяется расти­тельный покров под влиянием вытаптывания.

      Инте­ресными объектами для наблюдений и прак­тических    действий    мы определили     и     места скопления норок дождевых червей, гнезда синичек и других птиц, проживающих на территории детского сада.

         На территории, мы разместили фито – огород с лекарственными растениями «Лекарственные травы» с такими распространенными растениями как: мать – и мачеха, подорожник, одуванчик, крапива, мелиса, мята перечная, зверобой, ромашка аптечная. В дальнейшем мы планируем  высадить и другие растения, такие как  душица,  тысячелистник обыкновенный, и др.   На  этой видовой точке  у воспитателя имеется возможность показать разнообразие  лекарственных растений, их биологические особенности.

        Для повышения интереса детей (особенно младшего  возраста)  к тропинке  выбрали «хозяина тропинки» - сказочного  героя – Гнома Лесовика. 

    ОФОРМЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА:

    Для организации работы на экологической тропинке был оформлен «Па­спорт экологической тропинки».

     При описании дерева даются:

    §  его биологичес­кие, экологические характеристики;

    §  особен­ности распространения;

    §  происхождение на­звания;

    §  народные названия;

    §  отражение его образа в фольклоре (сказки, загадки, посло­вицы);

    §  песнях, стихах;

    §  отмечается его связь с другими растениями и животными;

    §  роль в жизни людей (оздоровительная, эстетичес­кая и т.д.);

    §  и рекомендации по использованию объекта в работе по экологическому образованию дошкольников и просвещению родителей (как показывает опыт, родителей всегда интересует информация об использо­вании растений, которая может служить от­правной точкой для природоохранных бесед; именно поэтому такая информация включает­ся в описание видовых точек).

    -Были оформлены выносные таблички с уловными обозначениями остановок и объектов и видовых точек.

     -Для работы с дошкольниками были оформлены Книга жалоб природы, почтовый ящик Природы.

    ОГРАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ.

    Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для общения с природой и одновременно для их оздоровления на свежем возду­хе. Часто у воспитателей возникает вопрос: нужно ли сразу посещать все точки тропинки? Конечно, нет. Все зависит от возраста детей и ваших целей. В разное время  можно по­сещать разные точки, даже одну точку за про­гулку. Одни и те же объекты изучаются много раз,  особенно в разные сезоны года.  Если проходит ознакомительная прогулка можно посетить разные точки, если же преследуется кон­кретную цель, (например, при помощи луп ис­следовать пень), то необходимо ограничиться одним объ­ектом.

    На тропинке проводятся:

    -наблюдения;

    - элементарные опыты;

    -  игры;

    - театрализованные занятия  и развлечения;

    -  экскурсии;

    эколого-оздоровительные  походы.

     С детьми младшего возраста организовываются  наблюдения за растениями с крупными листьями и цветками (подорожником,  ромашкой аптечной, одуванчиком и другими). Они любуются растениями, называют их| части, узнают об их лечебных свойствах.

    Ребята средней группы  наблюдают  за отмеченными выше растениями и еще за мятой перечной, зверобоем, мать-и-мачехой. Они исследуют: форму, цвет, размер, запах лис­тьев и цветков. Проводят тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т. п.).

    В старшем возрасте дети знакомятся со всеми описанными выше растениями, проводя сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений, а также с тем, какие именно части растений применяются для лечения болезней.

    Важно помнить об интегрированном подходе при организации работы с детьми: свои впе­чатления об увиденном на тропинке, дети выражают на за­нятиях музыкой, изобразительной, театрали­зованной деятельностью, в подвижных играх. Воспитатели организуют и проводят эколого-оздоровительные по­ходы по тропинке. 

    Объекты экологической тропинки дают большие возможности нашим воспитателям для работы по  сенсорному разви­тию дошкольников, для проведения систематических исследований, экологических праздников, игр, инсценировок с участием «хозяина тро­пинки», эмоционального развития детей, в ча­стности формирования чувства близости к природе и сопереживания всему живому.

    Педагоги нашего ДОУ считают, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные  навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

    Одним из условий успешного воспитания, основ экологической культуры, является работа не только с детьми, но и с их семьями. С этой целью, кроме общепринятых форм работы с родителями мы привлекаем родителей к различным видам совместной деятельности с детьми: изготовление поделок из природного и бросового материала для выставок, сборку материала для коллекций, совместным праздникам, семейные конкурсы стенгазет и рисунков. Пропаганда экологических занятий – это формирование экологического мировоззрения, практических навыков природопользования, экологической культуры родителей, которые являются для детей самыми большими авторитетами.

     

    Форма входа
    Сегодня
    Календарь
    «  Сентябрь 2019  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
          1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    30

    Copyright MyCorp © 2019
    Сделать бесплатный сайт с uCoz